Часы работы: с 10:00 до 18:00. Без выходных. Версия для слабовидящих

Реализация проекта
«Трамвай времени. Осторожно, двери закрываются»

«Трамвай времени. Осторожно, двери закрываются» — это актуальный проект, направленный на популяризацию экологического вида транспорта (трамвая), с помощью создания экспозиции «Транспортная система города» в оригинальном трамвае «Дюваг» (1965 года выпуска) на территории музейного комплекса «Фридландские ворота». Проект выиграл конкурс Министерства по культуре и туризму Калининградской области в получении субсидий из бюджета Калининградской области на реализацию творческих проектов и инициатив, имеющих некоммерческий, инновационный  характер.

В ходе реализации проекта с октября по декабрь 2017 года были произведены действия, направленные на сохранение объекта Трамвай “Дюваг” и на создание экспозиции внутри  вагона трамвая.

Одним из важнейших результатов проекта является сохранение (консервация) уникального объекта исчезающего вида транспорта – ретротрамвая «Дюваг» (1965 г.в.).

Проект «Трамвай времени. Осторожно, двери закрываются» направлен на раскрытие темы городского транспорта в контексте городской среды. Сам трамвай «Дюваг» и его салон — это не только самый большой экспонат под открытым небом экспериментального фонда музея «Фридландские ворота», но и благодаря проекту теперь это экспозиция музея, посвященная развитию городского транспорта, которая уже скоро появится в трамвае. Экспозиция завершена еще не в полном объеме. Однако, в рамках тех работ, которые были предусмотрены сметой в рамках субсидии из областного бюджета, удалось  реализовать все позиции. Например: художественное и техническое планирование экспозиционного пространства; подготовка экспозиционной поверхности; нанесение вспомогательных отделочных материалов для будущего создания подлинного внешнего вида экспоната «трамвай «Дюваг»; создание подлинного внешнего вида экспоната «трамвай «Дюваг» (придание вагону трамвая классического колера, характерного для данного типа трамваев); монтаж экспоната «Токоприемник»; монтаж экспоната «Панель управления» в кабине водителя трамвая и другие позиции.

Реализация первого этапа проекта «Трамвай времени. Осторожно, двери закрываются» в рамках субсидии от Министерства по культуре и туризму Калининградской области позволила привлечь внимание местного сообщества и городских властей к содействию по благоустройству территории комплекса «Фридландские ворота» и продолжению создания экспозиции под открытым небом на его территории. Намечаются и перспективы дальнейшего развития экспозиции «Транспортная система города», которая будет реализовываться за счет средств меценатов и музея. В эти планы входят: пополнение новыми экспонатами, изготовление и монтаж макетов, в том числе тактильного типа и включение движущихся моделей трамваев в экспозицию. Также расширение экспозиции по теме истории транспорта предполагается и на территории, расположенной вокруг трамвая. Прорабатываются новые интерактивные занятия для детской аудитории на базе трамвая и окружающего пространства.

Реализация данного проекта – это большой шаг вперед для музея «Фридландские ворота» и для города Калининграда. Работы, сделанные в трамвае – это только начало. Сотрудники музея продолжают работу над экспозицией, открытие которой намечено на 2018 год. Для Калининграда и области это важная составляющая, как для горожан, так и для приезжих. Трамвай — самый старый вид городского транспорта, сохранившийся до настоящего времени. История трамвая — это история развития города. Калининградский трамвай — первый городской транспорт, 7 ноября 1946 г. от улицы Житомирской через площадь Трех маршалов в сторону зоопарка отправился первый вагон, открывший регулярное трамвайное сообщение. С 1954 г. стали осуществляться регулярные закупки трамваев для города, к концу 1960-х гг. в городе действовало уже девять маршрутов. В конце 80-х — начале 90-х гг. прошлого века Калининград можно было смело назвать «трамвайной империей». Трамвайная сеть покрывала практически весь город. В этот период действовало десять маршрутов. Доля трамвая в перевозке пассажиров всем общественным транспортом составляла более 60 %. Общий выход вагонов на городские маршруты доходил до 130 единиц подвижного состава (ежедневно из трамвайного депо выходили 28 — 30 трамваев). Реальность сегодняшнего дня – один маршрут на весь город с населением в полмиллиона. Сокращение трамвайной линии – это проблема не только транспортного характера в рамках городской среды, но и проблема не сохранения исторического наследия, проблема загрязнения окружающей среды.

В ходе работы Мельбурнской конференции по легкорельсовому транспорту (2002) 350 ведущих специалистов и ученых-транспортников пришли к однозначному выводу: трамвай (как на совмещенном, так и на обособленном полотне) должен являться обязательным компонентом транспортной системы города, считающего себя современным.

Вопрос о сохранении трамвайных маршрутов Калининграда поднимается на самом высоком уровне. Руководство области и города понимают, что калининградский трамвай – своеобразная визитная карточка города. Практически все представители власти высказываются положительно о сохранении и развитии трамвая в городе. Силами организации МКП «Калининград-ГорТранс» и МАУК «Музей «Фридландские ворота» «родной брат» музейного трамвая «Дюваг» курсирует по улицам города в качестве экскурсионного транспорта.

У территории музея (1,8 га) есть все основания в будущем быть  не только музейным комплексом, но и стать современной культурно-социальной площадкой (экспозицией) под открытым небом с благоустроенной рекреационной территорией, где сохраняется историческая память города, а также происходят мероприятия, отражающие современную жизнь города.

В целом, все вышеперечисленное будет способствовать имиджевой привлекательности как музея, так и города.